Страдания молодого тренера (четыре мгновения судьбы)
Она совсем не изменилась.И видеть ее в зале тренером очень странно. Только вот она уже больше не Шапа а Наталья Витальевна, которой раскрыв глаза и рты, внимают будущие чемпионки. В заметках олимпийской чемпионки Натальи Шапошниковой вы не найдете готовых рецептов, как стать тренером.
МГНОВЕНИЕ ПЕРВОЕ. НАЧАЛИ.
Первый мой урок обернулся смехом и слезами одновременно. Правда, смешно стало только сейчас. Тогда хотелось плакать. Представьте. Появляюсь я в спортшколе вся из себя уверенная в собственных силах. Завуч почему-то начинает меня утешать — вы, мол, не волнуйтесь. А я не понимаю, зачем же она мне это говорит? Неужели я, заслуженный мастер спорта, с какими-то шестилетками не справлюсь?! С таким настроением я и пошла в зал.
Вошла. Построила группу. Девчушки смотрят на меня как на какое-то чудо заморское. Их, вероятно, как следует перед нашей встречей «накачали», рассказали, что тренировать их будет знаменитая олимпийская чемпионка. А я, вся такая заслуженная, вдруг чувствую — со мной происходит что-то непонятное. Ни слова сказать не могу. Пошла на помост. Стала показывать основные движения. А они не понимают. Я знаю, что происходит, знаю, что понять они меня не могут, — с детишками надо разговаривать, играть, чтобы что-то получилось, а сказать все-равно ничего не могу. Упорно молчу и демонстрирую танцевально-гимнастические па. Оказывается, я все-таки страшно переволновалась. Но зато осознала, кожей своей почувствовала — знать вид спорта, быть хорошим спортсменом еще не значит быть тренером.
Поняла и другое. Труднее всего работать именно на «наборе». Пятьдесят ничего не умеющих несмышленышей надо научить грамотно двигаться, владеть своим телом. Да еще и дисциплину надо «держать». Это невероятно тяжело. Особенно для молодых тренеров. Я о той поре своей жизни вспоминаю просто с ужасом. И за этот кошмар платят какие-то копейки. И как при таких условиях удержать специалистов, не понимаю. Все надо менять в малышковых группах, иначе будущее может оказаться печальным.
МГНОВЕНИЕ ВТОРОЕ. МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК.
Вскоре я попала в минский спортинтернат общества «Трудовые резервы» тренером-хореографом. И первое, что я там сделала, — допустила грубейшую ошибку. Причем такую, что исправить ее было уже нельзя. Правда, зато теперь уверена — больше такого не повториться. Не успев появиться в зале, я стала психологически «давить» на девочек. Слишком хотела заставить их работать так, как когда-то работала сама. До кровавого пота. До цветных бликов в глазах. Только забыла, что сама я это делала вполне сознательно, а они, скорее всего, до моего понимания гимнастики тогда еще не доросли. Поняла я их только тогда, когда у меня родилась дочка. Вообще скажу: все тренеры обязательно должны сами быть родителями. Только тогда они смогут по-настоящему понять своих учеников.
МГНОВЕНЬЕ ТРЕТЬЕ. СНОВА В УЧЕНИЦАХ.
В Москве на высших тренерских курсах из известной гимнастки я постепенно превращалась в профессионального тренера. Слушая теоретический курс, я как будто открывала для себя новый мир в гимнастике. Мир науки столь необходимый профессиональному тренеру.
МГНОВЕНЬЕ ЧЕТВЕРТОЕ. ПОЛОСАТАЯ ЖИЗНЬ.
Вернувшись со стажировки, я столкнулась с тем, с чем другие сталкиваются обычно гораздо раньше, и гораздо раньше «ломаются». Я имею в виду страшное неуважение к молодым тренерам. А к тренерам-хореографам в особенности. Почему-то моя работа почиталась некоторыми чем-то вроде необязательной дополнительной нагрузки. С моими рекомендациями иногда вообще не считались. Сначала я пыталась бороться, доказывала, что хореография — составная часть гимнастики, а не «водичка» в акробатике. Тренер, работающий со мной в паре меня не слышал. Я даже упала духом. А потом поняла — надо искать единомышленников. И оказалась права. Но как у меня получилось не у всех. А как быть другим? Тем, которых нигде не ждут? Не заслуженным, но искренне любящим гимнастику тренерам? Им то что делать? Ведь и им платят копейки, да еще им очень часто просто негде научиться чему-нибудь новому, И они уходят насовсем. Навеки прощаются со спортом. Кто придет на их место? Что без них станет с гимнастикой? Не берусь предсказать.
Н. Калугина «Советский Спорт» 27 сентября 1990г.